Фотопрогулки по линиям троллейбуса
Линия в Соснево (1-ый маршрут)
Линия троллейбусного маршрута №1 является одной из новых линий ивановского троллейбуса.
Построена она была в августе-октябре 2007 года как замена трамвайной линии на меланжевый комбинат, закрытой
27 августа 2007 года. Поскольку троллейбусная линия строилась как замена трамваю,
то предполагалось довести ее до меланжевого комбината, но в две очереди: первая очередь
предполагала пуск троллейбуса по улицам Бубнова, Арсения, Суворова с разворотным кольцом по улицам
8-ой Проезд, 3-я Сосневская, Окуловой, вторая - продление линии до меланжевого комбината с разворотом
на бывшей трамвайной конечной. 16 октября 2007 года первая очередь линии была открыта, продолжение строительства
городская администрация обещала на следующий 2008 год. Однако это так и осталось лишь обещаниями.
Но удивляться особо нечему: с самого начала никаких четких планов о том, как пойдет линия до меланжевого
комбината, не озвучивали - просто бросали пыль в глаза. Организация троллейбусного движения до меланжевого
комбината требует фактически строительства новой дороги по трассе трамвайной линии, проложенной вдоль
оврага, с уширением земляного полотна до необходимых параметров, поэтому "временное" разворотное кольцо
надолго стало постоянным.
Троллейбусный маршрут получил №1 по аналогии с закрытым трамвайным. Единица пропала из списка маршрутов
ивановского троллейбуса весной 2005 года, когда был закрыт старый маршрут №1
"площадь Пушкина - Онкологическая больница". Новый же первый маршрут не имеет ничего общего со старым.
Официальное название маршрута №1 "Ж/д вокзал - ул. 3-я Сосневская". От железнодорожного вокзала
троллейбусы 1-го маршрута следуют по проспекту Ленина, площади Революции, улице 10 Августа - словом,
по центру города, где проходят практически все троллейбусные маршруты. Непосредственно линия 1-го маршрута
начинается на улице 10 Августа после перекрестка с улицей Марии Рябининой, откуда мы и начнем нашу
фотопрогулку...
|
Итак, перекресток улиц 10 Августа и Марии Рябининой. На нас идут провода новой линии.
До осени 2007 года все троллейбусы поворачивали на улицу Марии Рябининой, как это делает на фото
троллейбус 7-го маршрута, прямо шли только трамваи. Спустя 4 года никаких следов трамвая здесь
уже нет, благо есть троллейбусная линия, которую мы и посмотрим...
Фото Андрея Липина, 12.10.2011 г. |
|
Через 250 метров линия приходит к перекрестку с улицей Бубнова.
Перед перекрестком расположена остановка "Улица 10 Августа". Когда здесь ходили трамваи,
остановка называлась "Улица Бубнова" и была расположена на 20 метров дальше - примерно там,
где виднеется ПАЗик. Троллейбус 474 встает в график, выжидая свое время перед остановкой.
Логичен вопрос: почему здесь, на середине маршрута? Идем дальше...
Фото Андрея Липина, 12.10.2011 г. |
|
Дело в том, что на первом этаже пятиэтажки находится диспетчерская 1-го маршрута.
Расположение диспетчерской в середине маршрута - это наследие трамвая.
Ведь раньше на этом перекрестке было промежуточное трамвайное кольцо,
а диспетчерская обслуживала трамвайные маршруты 1, 3, 6. Теперь же кроме троллейбусного маршрута №1
диспетчерская обслуживает два муниципальных автобусных маршрута: 3к и 32.
Фото Андрея Липина, 12.10.2011 г. |
|
В кадре пожалуй самый известный троллейбус 1-го маршрута, да и всего троллейбусного депо №2,
которое обслуживает этот маршрут, - машина №343. Троллейбус следует на ж.д. вокзал и только что повернул с улицы
Бубнова на улицу 10 Августа. До сентября 2011 года на этом месте находилась остановка "Улица 10 Августа" направлением
в центр. В углу кадра притаились два муниципальных автобуса: ПАЗик маршрута 3к и Мерседес 32-го маршрута.
Фото Андрея Липина, 12.10.2011 г. |
|
Переходим дорогу, смотрим на фототочку, откуда был сделан предыдущий кадр.
Это бывшая остановка трамвая, а позже и троллейбуса. В сентябре 2011 года в связи с реконструкцией
перекрестка остановка перенесена на улицу Бубнова и теперь расположена на 20 метров раньше.
Обратите внимание, насколько расширяют тротуар, уменьшая радиус угла поворота и приводя его к
нормативному для перекрестков. На этом широком перекрестке располагалось промежуточное разворотное
кольцо трамваев, а линия подходила к краю проезжей части. С закрытием трамвая кольцо демонтировали,
и необходимость в существовании этого уширения проезжей части отпала. Но мы возвращаемся к троллейбусу.
Линия поворачивает налево, на улицу Бубнова, отправляемся туда..
Фото Андрея Липина, 12.10.2011 г. |
|
За 343-м троллейбусом в центр города следует машина 466 - один из двух троллейбусов марки
ВЗТМ-5284.02, обслуживающих первый маршрут. Снимок сделан вслед троллейбусу. Мы же идем в другую сторону.
Фото Андрея Липина, 12.10.2011 г. |
|
Вот она, новая остановка направлением в центр. После всех реконструкций улиц, связанных с закрытием трамвая,
расстояние между остановками "Улица 10 Августа" разных направлений стало внушительным - порядка 100 метров.
Фото Андрея Липина, 12.10.2011 г. |
|
Троллейбусная линия продолжается по улице Бубнова около 250 метров
и затем поворачивает на улицу Арсения.
Именно на этом повороте и запечатлен троллейбус 474, который наконец-то отправили в рейс.
Если рельсы на улицах 10 августа и Бубнова демонтировали сразу же после закрытия линии, еще в 2007 году,
то на улицах Арсения и Суворова они лежали вплоть до мая 2011 года. В течение лета 2011 года была
проведена реконструкция улицы Суворова, в ходе которой трамвайные пути были окончательно демонтированы.
Теперь здесь широкая дорога: по две полосы в каждую сторону.
Фото Андрея Липина, 12.10.2011 г. |
|
Участок линии по улице Арсения: вид назад, в сторону улицы Бубнова.
Троллейбус 480 следует в центр города. За спиной фотографа линия делает плавный поворот налево,
после которого начинается улица Суворова. Несмотря на полностью демонтированные пути, о прежнем
присутствии трамвая здесь (как и на проспектах Ленина и Энгельса) напоминает частично сохранившаяся
контактная сеть.
Фото Андрея Липина, 12.10.2011 г. |
|
Вторая остановка на линии носит название "Преображенский собор"
(ранее "улица Пролетарская", а в годы советской власти - "комбинат им. Самойлова").
Мы стоим около перекрестка улиц Суворова и Пролетарской. Если пойти направо по улице
Пролетарской, то через 100 метров будет Преображенский собор, в народе больше известный
как "белая церковь". Троллейбус 474 уже развернулся в Сосневе и возвращается на ж/д вокзал.
Четырехэтажное здание на горизонте - ОВД Ленинского района г. Иваново. Напротив него было
сделано предыдущее фото - там начинается улица Суворова. На противоположной стороне улицы
можно видеть павильон старой остановки. Когда-то по этой улице из общественного транспорта
ходил только трамвай, поэтому остановки расположены были до перекрестка. После реконструкции
улицы Суворова летом 2011 года на этом перекрестке был установлен светофорный объект, а
остановки общественного транспорта были перенесены за перекресток.
Фото Андрея Липина, 12.10.2011 г. |
|
Проходим немного вперед и оглядываемся назад: автобус 13 маршрута
остановился на новой остановке "Преображенский собор" ходом из центра города. Этот автобус
принадлежит к немногочисленному парку автобусов большой вместимости частных перевозчиков г. Иванова.
13-й автобусный маршрут полностью дублирует маршрут 1-го троллейбуса и в отличие от последнего продолжается дальше
на меланжевый комбинат и далее идет в отдаленный район города - ТЭЦ-3.
Фото Андрея Липина, 12.10.2011 г. |
|
Проходим еще немного вперёд и видим следующую остановку под
названием "Суворова, дом 42". Троллейбус 352 направляется в Соснево. Впереди
его ждет затяжной спуск, перед которым расположена совмещённая с пассажирской
техническая остановка, называемая остановкой безопасности (ОБ), о чем предупреждает
табличка на контактной сети. Здесь водитель обязательно должен остановить троллейбус
и проверить надежность тормозов. Это единственная в городе троллейбусная линия, где
есть остановки безопасности перед спусками, хотя значительные уклоны есть и на других
линиях. Троллейбусный маршрут №1 обслуживает пассажиропоток по улице Суворова. Помимо
многоэтажных домов на самой улице Суворова, много пяти- и девятиэтажных зданий
расположено и на прилегающих улицах, поэтому наполняемость салона троллейбуса на
остановках "Суворова, 42" и "Преображенский собор" обеспечена. В то же время при
движении троллейбуса в сторону Соснева посадка пассажиров по этим остановкам
минимальная - в основном лишь выходят те, кто приехал из центра города. Если
вспомнить трамвай, то в него здесь ещё садились пассажиры, ехавшие на меланжевый
комбинат, куда теперь можно добраться только автобусом.
Фото Андрея Липина, 12.10.2011 г. |
|
Идём дальше, линия уходит под гору. На горизонте видны трубы ТЭЦ-2,
обеспечивающей теплом и горячей водой центральные районы города. ТЭЦ была введена в эксплуатацию
в 1954 году.
Фото Андрея Липина, 12.10.2011 г. |
|
Троллейбус 352 влетает в гору, возвращаясь с 3-ей Сосневской.
После реконструкции улицы Суворова дорога стала шире: по две полосы в каждую сторону.
На первом маршруте в основном работают водители, переучившиеся с водителя трамвая.
В течение четырех лет они водили троллейбусы вдоль заброшенного трамвайного полотна,
по которому они когда-то водили трамваи. Следует сказать, что упоминавшаяся ранее
остановка безопасности на этой линии досталась троллейбусникам от трамвая. При замене
трамвая троллейбусом ОБ была в сохранении ОБ не было большой технической необходимости.
Возможно, это было сделано просто потому, что все привыкли работать именно так.
Прошло время, сменился вид транспорта, а люди остались те же, сохранив привычные
им приемы работы.
Фото Андрея Липина, 12.10.2011 г. |
|
Смотрим вслед уходящему в центр города троллейбусу. Это был
пятый из встретившихся нам сегодня. На первом маршруте работают всего 5 машин с
интервалом 10-11 минут, время оборотного рейса в часы пик и межпиковый период
составляет 53 минуты (рано утром и поздно вечером - 46 минут). Это значит, что
теперь мы должны снова встретить троллейбус 343...
Фото Андрея Липина, 12.10.2011 г. |
продолжение >> |